Семейный диалог
Комплексная программа сопровождения семей с детьми «Семейный диалог»
Социальное сопровождение семей с детьми подразумевает реализацию комплекса мероприятий, направленных на оказаниес пециализированной помощи по устранению конфликтных и иных кризисных ситуаций, угрожающих семейным отношениям.
В основе комплексной программы сопровождения семей с детьми лежат:
- Программа ICDP ("Направляемый диалог"). Фасилитативный подход позволяет родителям увидеть позитивные стороны и возможности ребенка.
- Программа «Зрелое родительство» (MellowParenting). Работа с родителем, как с личностью. Работа над родительскими навыками.
- Метод «Управление случаем клиента» (кейс-менеджмент). Глубинная оценка ситуации семьи.
- Метод психолого-педагогического наблюдения - инструмент, позволяющий увидеть процессы, которые происходят с ребенком, ход их естественного развития и возможность поддержать ребенка.
Содержание программы базируется на изучении основных принципов взаимодействия взрослого и ребенка, к числу которых относят: проявление любви к ребенку, следование инициативе ребенка, похвала и невербальное общение с ним; умение концентрировать внимание ребенка на окружающих предметах и явлениях, придавать смысл этому, расширять значение полученных знаний, а также регулировать, планировать и контролировать поведение ребенка позитивным образом, путем постепенного объяснения границ дозволенного.
Логика программы«Семейный диалог»:
- Методическая работа. Синтез традиционных и современных психологических и педагогических методик работы с семьёй и "упаковка" их в набор инструментов с доказанной эффективностью (индивидуальный для каждой семьи).
1.1.Анализ технологий и методик;
1.2.Обработка и интеграция результатов исследовательской и апробационной деятельности;
1.3.Профессиональное сопровождение специалистов.
- Практическая работа. Создание условий для активизации ресурсов семей, обеспечение устойчивости семейных отношений и профилактика негативных последствий.
2.1.Работа с семьей.
Глубинная оценка ситуации семьи и составление индивидуального плана работы со специалистами. Структурированные и целенаправленные интервью с детьми и их семьями, самооценочные опросники, формализованные тесты, групповая диксуссия.
Дистанционные формы работы позволяют расширить спектр и повысить доступность услуг для семей целевой группы.
2.2. Работа с родителями. Системная и целенаправленная работа с родителями детей способствует снижению эмоционального дискомфорта и установлению адекватных детско-родительских отношений.
В зависимости от уровня ресурсов семьи 3 уровня работы:
- Группы взаимоподдержки.
- Психотерапевтические тренинги.
- Индивидуальные консультации.
2.3. Работа с детьми выстраивается в триаде «ребенок-родитель-специалист», что помогает детям более эффективно справится с трудностями, которые препятствуют их адаптации и социализации в развивающей среде.
- Индивидуальные коррекционные занятия. Развитие общеинтеллектуальных способностей (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов). Развитие речи. Развитие эмоциональной сферы.
- Групповые развивающие занятия. Метод сенсорной интеграции, метод включенной игровой деятельности.
3.Просветителькая работа. Передача современных технологий сопровождения семей в трудной жизненной ситуации, расширение методического инструментария специалистов Нижегородской области, работающих с семьями.
- Методические семинары для специалистов Нижегородской области, работающих с семьями целевой группы Проекта и оказывающих помощь и поддержку семьям в ТЖС в ситуации кризиса.
- Информационные мероприятия о существующих в регионе возможностях для семей с детьми получить помощь и поддержку в трудной ситуации.
Основные критерии оценки социального эффекта:
1.Повышение способности родителей самостоятельно решать проблемы детей и всей семьи
- Повышение способности родителей вставать на проактивную позицию в значимой деятельности.
- Повышение способности родителей опираться на внутренние и внешние ресурсы, умение осознавать свои переживания.
- Повышение способности детей осознавать свои границы и выстраивать отношения с окружающими.
- Снижение у детей уровня тревожности.
- Ускорение адаптации детей в образовательных учреждениях. Повышение уровня развития, умений и навыков.
- Улучшение благополучия детей и семей.
- Повышение эффективности сотрудничества специалистов с родителями.